Церковные школы

Церковные школыВ заключении своей статьи г. Цаголов предлагает теперь же открывать школы министерские, так как в церковных школах уже не ощущается нужды. Я имел случай упомянуть по другому поводу, что в настоящее время в одной горной полосе Осетии предполагается к открытию ровно 23 школы — это в таких местах, где царит страшная бедность жителей, где рубль составляет целое имущество, где бывший лакей — самый почетный представитель общества и в то же время самый культурный человек… И в таких местах, где для темного народа начинал восходить свет просвещения пока в виде надежды на будущую школу, обещавшую дать детям гораздо более того, что они получали в казачьих станицах, в которые до последнего времени отдавались дети для научения русскому языку, но вместо этого только портились и учились ругательным словам, в таких местах, повторяем, г. Цаголов советует остановить дело образования на неопределенный срок, пока общества не разбогатеют и кому-нибудь не придет в голову создать рассадник просвещения. Но срок этот может оказаться слишком продолжительным. Осетия провела целые тысячелетия в борьбе с суровой природой гор, замкнутой от всякого культурного влияния, и если и теперь не пустить туда струю новой жизни, то новое тысячелетие застанет ее опять в умственной спячке.

Зло не в том, что существуют в Осетии церковные школы, и не в том также, что некоторые предпочитают министерские школы, и не в могущей произойти отсюда полезной конкуренции, а в том непонимании жизни <и> народного. блага, с которыми мы авторитетно обо всем рассуждаем. А происходит это потому, что лучшие сыны народа оставили его в погоне за собственным благополучием. Народное благополучие сделалось темой разговора, а не предметом деятельности. Печален в этом случае тот факт, что из громадного числа осетин с высшим образованием только один состоит попечителем школы своего родного селения, и только он один оказывает школе нравственное и материальное содействие. Все же остальные, между которыми есть много лиц состоятельных, не принимают в делах школ никакого участия. Никто, далее, из лиц с высшим образованием не пошел в народ учительствовать, кроме одного, и тот не в церковной школе. Это обстоятельство говорит ясно, что мы дальше своей шкуры пока ничего не видим, что мы малоидейны. Кончаем мы курс высшероссийских учебных заведений и первым делом гоняемся за теплым местом, подальше от родины, и когда его находим, забываем не только родину, но и родителей. А до тех пор, пока великое дело народного учительства будет оставаться в неопытных руках, школа будет хромать, если не на обе ноги, так во всяком случае на одну.

Похожие записи

  • 01.06.2015 Начальные училища Это течение отчасти отразилось на «правилах о начальных училищах для инородцев», изданных 1-го ноября 1907 г. По ним русский язык вводится в обращение только в последние годы начального […]
  • 07.06.2015 Неутомимый епископ Неутомимый епископ, надо сказать, не только работал сам, но заставлял работать и других. Во время управления своего церквами Владикавказской епархии он всеми силами старался приохотить к […]
  • 23.06.2015 Трудовая коммуна Детская школа должна стать маленькой трудовой коммуной, общиной, где бы каждый был в радостном трудовом общении с товарищами, где бы осмысленный детский общественный труд объединял и живил […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия