Контингент вольных учителей

Контингент вольных учителейКак ни краткосрочно было существование вольных школ, все же они успели показать свои как дурные, так в особенности и хорошие стороны.

Контингент вольных учителей состоял, по большей части, из осетин, окончивших сельские школы Общества восстановления христианства на Кавказе. Попадались и русские, разные мещане и унтер-офицеры, сжившиеся с осетинами и ознакомившиеся в достаточной мере с осетинским языком. Впрочем, их было очень мало. Само собой разумеется, учителя-осетины, хотя и окончившие курс сельских школ, были разные «недоучки», «самоучки», «безграмотные» и «полуграмотные», как их привыкли у нас величать. Однако нужно заметить, что все это был народ, стремившийся к самообразованию и работавший над этим день и ночь. Это было необходимо в их положении. При открытии школ и преподавании неизбежно возникала конкуренция между учителями. Кто больше знал, тот скорее и нанимался и больше получал вознаграждения. И вот каждый старался приобрести возможно больше знаний. Бывали между ними такие, которым удавалось вполне усвоить методику, Дидактику и т. п. педагогические премудрости.

Открытие такой школы совершалось очень просто. Приезжал вольный учитель в селение, собирал 5 —10 мальчиков и с Божьей помощью приступал к занятиям. Весть о нем с быстротой молнии разносилась по селению. Народ собирался в школу, присматривался к занятиям. Затем начинались формальные толки о вознаграждении и деталях условия. Плата бывала самая различная и находилась в зависимости от степени образованности учителя и количества учеников. В общем она никогда не опускалась ниже 15 копеек с мальчика в месяц и не превышала трех рублей. Условие заключалось с каждым родителем отдельно или со всеми вместе. В последнем случае родители из своей среды избирали доверенных, на обязанности которых лежало следить за школой, за ее отоплением и снабжением необходимыми принадлежностями, за аккуратным посещением учениками школы, собирать ежемесячно или ежетретно жалованье для учителя, в случае недобросовестного отношения учителя к своим обязанностям доводить о том до сведения родителей.

Похожие записи

  • 02.06.2015 Двойной расход Откуда же может явиться двойной расход от казны, даже не только двойной — и полуторный! Выставляют на вид еще 12 тыс. руб. на кавказские стипендии: какое же отношение это имеет к вопросу […]
  • 22.06.2015 Училищный совет В первый период своей деятельности Северо-Осетинский училищный совет существовал, как уже сказано выше, при весьма неблагоприятных условиях. Положение Совета несколько улучшилось, когда он […]
  • 16.06.2015 Религиозно-просветительные цели В 1887 году в селении Ардон для религиозно-просветительных целей осетин была открыта духовная семинария. Это начинание вполне отвечало давно назревшей потребности нашего народа иметь под […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия