Неблагоприятные условия
Несмотря на неблагоприятные условия в этом смысле, 1-ый Всеосетинский учительский съезд поставил перед собой и разрешил все почти вопросы, касавшиеся дела устроения народного просвещения в Осетии.
Прежде всего, по докладу ныне покойного уже, известного народного учителя X. А. Уруймагова была принята следующая резолюция о национализации осетинской школы: «Съезд полагает, что осетинская школа должна быть национализирована, т. е. основана на тех элементах и факторах, которые служат признаками той или иной нации. Основой для осетинской школы поэтому должен быть родной язык, на котором происходит преподавание школьных предметов» .
Эта резолюция потом была видоизменена в том смысле, что осетиноведению должно быть отведено в курсе осетинской школы подобающее место, и преподавание всех предметов на осетинском языке не обязательно и не желательно, так как может пагубно отразиться на школе. Это было сделано потому, что резолюция о национализации носила декларативный характер и имела целью вырвать у старой осетинской школы ту основу, которая мешала развитию народного просвещения, т. е. необходимо было уничтожить русификаторские, религиозные и иные цели, чуждые школе.
Съезд далее разрешил и дал ответ на целый ряд вопросов; вопросы же, которые требовали детального обсуждения, были переданы Северо-Осетинскому училищному Совету, который возник по почину того же съезда как орган, который должен провести все постановления 1-го Всеосетинского учительского съезда в жизнь. Северо-Осетинский училищный совет должен был по постановлению Съезда, состоять из 5 членов; из них три члена избираются съездом осетинского учительства, а два — съездом осетинского народа или же Осетинским Национальным Советом.