Неблагоприятные условия
Но и в настоящее время, несмотря на обнаруживаемое общее сочувствие горцев к школе, как сказано выше, некоторые неблагоприятные условия продолжали еще действовать. Здесь следует отметить прежде всего бедность горцев. Во-вторых, отсутствие удобных путей сообщения, вследствие чего не всегда бывает возможно принять те или другие меры, направленные ко благу школы. Есть, например, школы, которые остаются по целым месяцам без тетрадей и других учебных принадлежностей, потому что прекращается сообщение и др.
Разбросанность малолюдных аулов также служит, в свою очередь, крупным тормозом в деле благоустроения школ. Построить в каждом поселке благоустроенную школу нет возможности, строить же, так сказать, окружные школы для многих селений, наподобие существующих в Махческе или Даргав — се, бесполезно, так как эти школы не достигают цели по неудобствам, которых устранить невозможно. Ежедневно пробираться в школу на протяжении 10 — 25 верст по страшным горным тропинкам, над глубокими пропастями и по снежным вершинам в зимние метели у кого угодно отобьет охоту к учению. Вот почему малолюдны горские школы и почему Ардон — ское отделение всеми мерами старается распространить сеть своих школ по возможности во всех более или менее населенных пунктах. Конкурировать в этом случае не приходится ни с кем, так как в горах нет ни одной школы другого ведомства, кроме духовного, а до тех пор, пока единственной рассад — ницей просвещения является здесь церковная школа, справедливость и благоразумие требуют воздержаться от слов, могущих только мешать гуманному начинанию духовного ведомства.