Попечители казанского учебного округа

Попечители казанского учебного округаНедоуменья эти или, лучше, возражения были вполне разобраны и устранены тогда же и в том же журнале — г. Шестаковым, нынешним попечителем казанского учебного округа, старавшимся с горячей преданностью делу выяснить основы и смысл системы Ильминского. Относительно первого возражения он замечал, что «не может хорошо понять опасения редакции» — об искажении христианства татарскими образами и оборотами речи, причем указывал на историю распространения христианства на всех языках на примере древней христианской церкви и историю вообще миссионерства. По поводу второго опасения г. Шестаков объяснил, что по системе Ильминского никто не заботится о литературной обработке инородческих языков; речь идет лишь о приспособлении их к первоначальному школьному обучению инородческих детей. Третье возражение г. Шестакову казалось просто странным. «Неужели и теперь,— говорит он,— из-за неосновательного ctpaxa развития племенных особенностей будем затворять двери церкви для инородческих языков? Да останутся татары и другие инородцы и немы, и глухи, и слепы, лишь бы не возник перед нашими глазами грозный призрак племенных особенностей?!» Четвертое возражение признавалось почтенным оппонентом основанным также не на фактах: всякий священник, говорит г. Шестаков, если не знает — должен стараться узнать язык своей паствы; без знания языка инородцев нельзя быть пастырем их. Кроме того, в оправдание или защиту разбираемой дидактической системы указывалось тем же лицом на примеры английских школ в Индии, мужских и женских, в которых англичане и англичанки «обращают надлежащее внимание и на местные языки, как представляющие самую верную опору для изучения детьми чужих языков». По убеждению английских педагогов, «порядочное изучение местного языка — одно из вернейших средств для быстрого распространения среди туземцев общего образования». Следовательно, так заключал свою защиту попечитель казанского учебного округа, опыт и наших школ, и иностранных ясно говорит в пользу рациональности системы, предложенной Ильминским и с таким замечательным успехом оправданной им организациею и результатами обучения в инородческих школах. В заключение мы считаем не лишним привести отзыв того же ревнителя инородческой разумной школы о чувашских детях, обученных в русских школах. «Небрежение родным языком — главная причина неудовлетворительности буинских и, конечно, также всех других инородческих школ… Выходившие ученики из этих школ имели неразвитую голову, сведения смутные, не могли ничего из пройденного рассказать на своем языке, отчего скоро стушевывались между неграмотными и забывали то, чему учились в школах». Там, где учитель учит по-чувашски и по-русски, «дети учатся охотно и с успехом; там родители-чуваши не равнодушны к школе: они не только являются на экзамен, но и внимательно слушают. Для них утешение — слышать истины религии на своем бедном, но родном и потому дорогом языке». Так говорит педагог, и иначе он говорить не может.

Похожие записи

  • 19.03.2015 Публицистическое содержание Одновременно со стихотворениями он писал и статьи публицистического содержания. На Кавказе его хорошо знала русская читающая публика, т. к., несомненно, он занимал в семье кавказских […]
  • 28.06.2015 Правдивые слова Какие прекрасные, глубоко правдивые слова. Только люди близорукие могут утверждать, что у горцев нет потребности в родном печатном слове, что родная письменность — затея искусственная, […]
  • 24.04.2015 Двухклассные школы По всему <по этому>, нам кажется, не следует заниматься «починкой» давно признанных недостаточными одноклассных школ... Есть другие школы, которые завоевали уже симпатии всех друзей […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия