Прогрессивное учительство

Прогрессивное учительствоПо этому поводу развернулась целая дискуссия в среде прогрессивного учительства, представление о которой дают помещенные в нашей Антологии письма А. Кодзаева, Г. Цаго — лова, X. Уруймагова.

Революционное движение охватило и учащуюся молодежь. Так, 27 января 1905 года во Владикавказской мужской гимназии произошла манифестация учащихся. Они требовали отслужить панихиду по расстрелянным в Петербурге во время кровавого воскресенья. Выступление учащихся приняло столь грозный размах, что, как отмечается в полицейском донесении, «директор гимназии г. Франтов залез под диван», прячась от возмущенных своих питомцев.

Бастовали ремесленное училище, осетинский женский приют и даже «покорные» семинаристы Ардонской духовной семинарии. Небезынтересно отметить, что воспитанницы женского приюта среди многих других требований,. , касающихся программ изучения отдельных предметов, выставили и такое: введение преподавания осетинского языка, как предмета, необходимого им для общего развития и в будущей их работе в начальных школах Осетии.

Что же представляла собой сеть учреждений просвещения Северной Осетии в предреволюционный период? Содержали школы в основном два ведомства: Владикавказский епархиальный училищный совет и дирекция народных училищ Терской области. На 1 января 1914 года оба ведомства имели в осетинских селах и казачьих станицах 130 церковно-приходских школ и народных училищ. Добавим к ним средние специальные учебные заведения Владикавказа: мужскую и смешанную гимназии, два реальных училища, две женские гимназии, техникум путей сообщения, учительскую семинарию учительского института, кадетский корпус и даже музыкальное училище. Особо хотим отметить Лорис-Меликовское ремесленное училище. Оно было основано в 1868 году и явилось первым на Кавказе профессиональным учебным заведением.

Трудно переоценить и роль Ардонской духовной семинарии, большинство выпускников которой получило в дальнейшем светское образование. Многие из них стали юристами, врачами, учителями, агрономами, общественными деятелями. Нельзя не вспомнить открытую в 1888 году грузинскую школу, а также функционировавшие во Владикавказе греческую, немецкую, армянскую, еврейскую, польскую школы.

Похожие записи

  • 19.03.2015 Серьезное чтение Кружки только тогда я нахожу полезными, когда они вызывают самодеятельность в учащихся, способствуют развитию внеклассного серьезного чтения. Ученики же от меня ожидали замечательных […]
  • 20.02.2015 Организация школ Организация школ Общества восстановления харистиан - ства на Кавказе с 1868—1869 года исходила из такого начала. В защиту преподавания на русском языке инспекция школ 1869 года говорила […]
  • 08.06.2015 Вопросы истории Вопросам истории просвещения Северной Осетии, проблемам воспитания в семье, осетинской письменности, положения учителей, деятельности осетинской интеллигенции на ниве народного […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия