Различные нужды
В различных местах различные нужды: иная образовательная нужда поселка Эцна или Кани, иная Христианского селения или Ардона. В зависимости от этого разнообразия и степени нужды настает необходимость в законном порядке дружными силами, а не единичными лицами, выра-. ботать подробную программу будущей школьной деятельности,— программу, осуществление которой могло бы принести желательные, реальные результаты населению. Выработанная программа должна иметь в основе своей широкий народный контроль: ибо все школьное дело со всеми учителями, наблюдателем и отделениями существует для народа, которому должно быть предоставлено право выбора и увольнения всех школьных должностных лиц. Школа — неотъемлемая. принадлежность народа. Жертвуя для школы последними копейками и отдавая в нее своих детей с великим упованием, народ тем самым связан с нею самыми чувствительными нервами своей души.
Учебному персоналу должны быть предоставлены права государственной службы и достаточное материальное обеспечение, о чем принимались надлежащие меры школьным начальством и до сего времени. Что же касается права самоуправления, то таковое ему должно принадлежать всецело в вопросах корпоративных интересов и отчасти в школьном деле по уполномочию только народа. За образец низшей инстанции школьного управления рекомендовать бы на первых порах «школьные попечительства», открытые с начала настоящего учебного года при школах Терской дирекции, по примеру школ Кубанской области.