Родная письменность

Родная письменностьЭта связь до сих пор отсутствует — она заключается в родной письменности. Преподавание велось исключительно по русским учебникам. В настоящее время преподается даже славянский язык. Полагают, что от изучения и знания, чтения славянских текстов осетины быстрее сделаются ревностными христианами. Это большое заблуждение… Необходимо в этих школах и родному языку отвести подобающее ему место. Правда, урывками он всегда преподавался, но по таким руководствам, которые ни с внутренней, ни с внешней стороны не выдерживают ни малейшей критики. Начальная книга на родном языке должна быть приноровлена к детским понятиям, должна заинтересовать их молодые умы, тогда только она может «пробудить мыслящие силы детей, развить их понятия, облегчить им сознательное приобретение познаний, дать им правильное умственное и религиозно-нравственное образование…».

Таких книг у осетин нет. Учителя принуждены кидаться от одного русского учебника к другому и везде наталкиваться на неимоверные трудности. Рационально составленная, с параллельным русским и осетинским текстом, приноровленная по своему содержанию к детским понятиям первоначальная книга — вещь крайне необходимая для того, чтобы число 5000 было не голою цифрою, а действительно указывало, что за ним скрывается истинное просвещение. Просветительная деятельность школы не должна заканчиваться для ученика с выходом из ее стен. Она дает ученику умение читать, и он должен далее развивать себя путем чтения, но в Осетии книг на родном языке нет, а потому по выходе из школы прекращается дальнейшее развитие, ученики мало-помалу забывают даже то, что вынесли из школы. Таким образом, осетин в настоящее время не может приобрести самых элементарных знаний по арифметике, истории, географии, по сельскому хозяйству и т. д., если он предварительно не выучится свободно читать и понимать русские книги, ибо на родном языке нечего читать. А разве многие могут, даже пройдя в несколько лет существующие школы, сказать, что поняли прочтенную русскую книгу, даже незамысловатого содержания… Подавляющее большинство, по выходе из школ, лишенное книг, забывает все, а между тем, если бы у него были книги на родном языке, просвещение проникло бы глубже в массу и учение продолжалось бы и по выходе из школы. При таких условиях какое просветительное значение оказал бы запас книг для элементарного обучения, для распространения полезных технических сведений по сельскому хозяйству, для разумно-нравственного и эстетического чтения…

Похожие записи

  • 24.06.2015 Сложные перипетия Дружное повсеместное и активное участие народа в улучшении и материального положения школ составляет особенный характер последнего трехлетия по всей истории осетинских школ. Благодаря […]
  • 28.06.2015 Правдивые слова Какие прекрасные, глубоко правдивые слова. Только люди близорукие могут утверждать, что у горцев нет потребности в родном печатном слове, что родная письменность — затея искусственная, […]
  • 19.03.2015 Публицистическое содержание Одновременно со стихотворениями он писал и статьи публицистического содержания. На Кавказе его хорошо знала русская читающая публика, т. к., несомненно, он занимал в семье кавказских […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия