Серьезное чтение

Серьезное чтениеКружки только тогда я нахожу полезными, когда они вызывают самодеятельность в учащихся, способствуют развитию внеклассного серьезного чтения. Ученики же от меня ожидали замечательных речей, которые бы прямо без труда укладывались в их головы. Я им пытался объяснить, что педагог не актер и что моя задача сводится, главным образом, к развитию в учащихся самодеятельности.

Когда мечта о внеклассных занятиях испарилась, то я стал думать о том, как бы при помощи классных занятий послужить развитию кругозора учащихся и сделать их более или менее подготовленными к курсу университета. Я говорил часто о высоком назначении школы и объяснял половину зла в нашей русской жизни от нашего невежества.

После краха общественного движения в 1905 г. я понял, как дорого нам обходится наше невежество, и поэтому не мог равнодушно смотреть на тупость подрастающего поколения. Ведь всякому из нас хочется скорее выбраться из того болота, в которое мы погрязли после провозглашения всех свобод; какое же должно быть чувство человека, который видит, что из этого болота вывозить пока некому, ибо и подрастающее поколение — опора наша — готовится быть поддержкою старого строя. Старый строй тем и отличался, что от своих подчиненных требовал меньше развития и больше всего холопской покорности. А невежда — холоп первого сорта, ибо он может идти только по старой дороге и боится всего нового. Цель своего пребывания в гимназии я видел в развитии самосознания в учащихся, а так как мой предмет был подходящим для этого, то я решил его поставить серьезнее.

Своеобразен состав педагогов нашего времени. Есть среди них масса интересных для психиатрии типов. Возьму хотя бы своего тогдашнего директора. Он у нас был человеком необыкновенным: страдал зараз двумя маниями — величия и преследования. По образованию он был классик, по происхождению — выходец из-за границы. А сколько вреда принесли эти крыловские педагоги русской школе, знает всякий знакомый с историей русской школы. Ведь редкий из них. может проникнуться любовью к русской школе. А без этой любви, без сознания великого долга перед родиной — какой может быть педагог! Наш директор, к сожалению, был из тех заграничных педагогов, о которых Крылов сказал, что «лучший из них — ни к черту не годится».

Похожие записи

  • 14.06.2015 Прогрессивное учительство По этому поводу развернулась целая дискуссия в среде прогрессивного учительства, представление о которой дают помещенные в нашей Антологии письма А. Кодзаева, Г. Цаго - лова, X. […]
  • 11.06.2015 Трудные обстоятельства Все это и прочее достигнуто нами, как указано выше, при весьма трудных обстоятельствах пережитого времени с помощью неослабевающей любви народа и его школьных деятелей к делу образования. […]
  • 12.07.2015 Старый педагог Возьмите хотя бы типичного старого педагога по русскому языку П. Н. Скрябина. Он вышел из бедной семьи. Прошел огонь и медные трубы, как он выражался сам. Видывал всякие виды, служил при […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия