Состояние равнодушия

Состояние равнодушияВремя от времени случаи, подобные приведенному, выводят общество из состояния равнодушия, слышны бывают тогда охи да ахи, но только на день, на два,— проходит случай, и все опять тихо, все опять «обстоит благополучно».

Между тем, это тот краеугольный камень — вопрос нашей жизни, о котором ни на минуту не следовало бы забывать, это тот вопрос, от которого, в прямой зависимости находится все наше будущее, наш прогресс, наше материальное и духовное преуспевание.

Надежды на начального учителя возлагаются большие, требования к нему предъявляются большие, но мало проявляется забот о том, чтобы обеспечить ему мало-мальски сносное человеческое существование. Один знакомый чиновник, бывший народный учитель, рассказал мне: «Когда я был учителем, трудился в поте лица и приносил, сознаю это, пользу народу, то получал жалованья 25 руб., а теперь получаю в несколько раз большее жалованье и сверх того три раза в год наградные…»

Контраст большой, и приходится только удивляться, как это можно равнодушно проходить мимо такого явления… Учитель такой же интеллигентный человек, как и чиновник, работает даже больше его, и польза, приносимая им, очевидна для всякого… Почему же он тогда в таком загоне? Почему он получает в месяц только 18 — 30 рублей?

Ведь должно же быть очевидно для всякого, что учитель не может существовать на свое мизерное жалованье как интеллигентный человек. Даже если он вздумает остаться на всю жизнь холостым, и то ему не хватит этих денег, чтобы не голо-дать в буквальном смысле слова, чтобы и духовную пищу иметь в виде журнальчика и газеты, словом, для того, чтобы он постепенно не одичал, не опустился до уровня того невежественного народа, который он призван просвещать. А сколько было и бывает таких случаев, когда и это грошовое жалованье делается. спорным, задерживается выдачей на целые месяцы… За примерами далеко ходить не надо, не приходится, бывали такие случаи и у нас; например, в 1906 г. учителя цхинвальского участка сидели в ожидании жалованья целых 4 месяца, наконец, принуждены были потребовать его через попечителя округа.

Похожие записи

  • 04.07.2015 Демократическая интеллигенция Даже в таком щекотливом вопросе, как сословный, который расколол нашу в общем демократическую интеллигенцию на два резко противоположных лагеря, интеллигенция вышла с честью. Часть ее уже […]
  • 06.06.2015 Инородческие школы Инородческие школы в Казанском учебном округе существовали издавна; они были заведены лет 30 тому назад и особенно назначались для чуваш, в интересах их религиозно-нравственного […]
  • 10.06.2015 Степень успешности Так сообщает инспекция 1872 года, которая большинству школ Осетии аттестацию дает отличную. В отчете за 1873 год инспекция приводит нечто такое, что может, в частности, определить степень […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия