Современная семья
Такое явление объясняется исключительно малой культурностью современной семьи, которая не способна прийти на помощь школе. А без помощи семьи о каком правильном развитии учащихся может быть речь? Семья и школа — два фактора, от которых в одинаковой степени зависит успех воспитания подрастающего поколения. Старая школа была суха и строга; мало давала знаний. Но зато многое она запрещала; и вот эти-то запрещения создавали программу действий для семьи. Семья восполняла недостатки школы и довольно усердно, ибо у нее со школой были боевые отношения. Школа подавляла самодеятельность учащихся, а семья как раз развивала. И конечно, тогдашние учащиеся были много раз начитаннее и серьезнее, чем теперешние, которым все дозволено читать. И старая и новая школа одинаково повинны в том, что мало заняты развитием самодеятельности в учащихся. Школа старается дать готовое решение вопросов и обраща — ет главное внимание на изучение руководств. При энцикло — педичности наших программ ученики проглатывают самые разнообразные предметы и помногу за раз, не успевая серьезно сосредоточиться ни на одном вопросе.
Семья не может помочь ученику в усвоении школьной программы, тем более она не может руководить его внешкольным развитием. Родители бывают очень довольны, когда дети не приносят из школы двоек; тогда они совершенно безучастно относятся к занятиям детей. Вот только двойки их заставляют обратить внимание на образование детей, и тогда выступает на сцену репетитор — это неизбежное зло нашей школьной жизни.
Родители думают, что всякий окончивший среднюю школу уже может быть руководителем неуспевающего ребенка. Репетиторы без всякой педагогической подготовки лишь «натаскивают» учащихся верхушками знаний по разным конспектам и тем портят детей, приучая их к шарлатанству.
Современная семья смотрит на школу с практической точки зрения, как на средство к восхождению по ступеням общественной иерархической лестницы. Такой взгляд передается и детям, что и отзывается на их работе.