Свобода мысли

Свобода мыслиВсе сказанное о семинариях применимо и к духовным академиям. Там только шире расставлены сети, уловляющие свободу мысли, только глубже проведена схоластика средневековья. Цепи и вереницы суждений и умозаключений здесь длиннее и разнообразнее, и перспективы тянутся уже до самого царствия Божия. Науки остаются почти те же самые, что и в семинариях, только студенты понемногу уже начинают вкушать кусочки запрещенного плода, конечно, в меру возраста и в меру советов своих руководителей, своих «отцов»

И старших. Авторитет лиц, отцов и учителей церкви и вообще всех святых — основание академической науки; содержание — старые «пыльные пергаменты», тексты, натягивания доказательств, «догматов»… и только… А в результате для жизни — умственно искалеченные люди… будущие наставники и руководители…

Если, с одной стороны, в учебном деле духовной школы доминирующим мотивом является светобоязнь, то, с другой стороны, в воспитательном уже деле самым главным руководящим правилом и нормой является жизнебоязнь. Паутиной обвивает это правило всю школу и создает такие условия, при которых уже невозможно бывает жить живою жизнью, при которых совершенно угасает дух. Вместе с раболепством мысли, вместе с наложением тяжких уз на человеческий дух в полной мере проводится даже подчиненность движения. Тюремная заключенность и охранение всех вдохов и выдохов церберами «субами» плюс класс, четыре бесцветных стены, невообразимая атмосфера старинных зданий — все это страшно разрушительно действует и на организм, и на нравственность. Город — это Вавилон для воспитателей, это притон разврата, и в то же время город для воспитанников — это место наблюдения жизни и развлечения, если еще не сама жизнь. Театр — это школа греховных идей и кривляний для воспитателей, и в то же время для воспитанников это не только потребность их эстетики и чувства, но и один из путей к образованию; женщина — это сосуд греха, это соблазн для воспитателей и в то же время друг и товарищ для воспитанников… Среди тощей, сухой, тупой и непродуктивной деятельности душа начинает искать новизны, душа начинает рваться к чему-то и в то время как многоглазая инспекция «ловит», воспитанники «сбегают». Все время проходит в этой ловле и в этом сбегании. Между тем, струи жизни то там, то здесь просачиваются подпольно и доходят до воспитываемых за стенами, и в этих струях они уже ощущают что-то свежее, молодое, сильное, новое. Но сыщики-инспектора зорко следят за тем, чтобы ни одна идея не проникла, чтобы ни одна книжка не прошла.

Похожие записи

  • 17.06.2015 Движение народности Таким образом, сама действительность подсказывает, что пора радикальным образом затронуть вопрос об осетинской письменности. В жизни каждого народа этот вопрос принадлежит к числу тех, от […]
  • 05.07.2015 Частная школа Дело в том, что в настоящее время частная школа действительно нужна для России, так как число существующих учебных заведений — низших, средних и высших — слишком незначительно. Ныне […]
  • 17.05.2015 Новые средства Ко всему этому, как твердый фундамент и одновременно его завершение, необходимы новые средства. На основании имеющихся в моем распоряжении данных решительно утверждаю, что нет никакой […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия