Учебный персонал Осетии

Учебный персонал ОсетииДело улучшения следует именно начинать с того места, где оно соприкасается с народом, это — проба доброкачественности, это все, к чему сводятся соединенные труды всех народных работников от высших до низших. Если мы своевременно, не обманывая себя и других, не обратим внимания на эту сторону дела, от нас ускользнет то могучее средство, которым учебный персонал Осетии пользовался для развития своих сородичей; ускользнет потому, что долготерпению народа будет конец, и учинит расправу совершенно таким же образом, каким производит в настоящее время таковую по отношению к своим недостойным членам и вредным дедовским обычаям. Расправу произведет, я думаю, не потому, что канцелярские крысы строят комедию из петиции некоторых учителей трех осетинских селений, из которых 9 неправоспособных, 22 правоспособных и несколько посторонних лиц, а потому, что действительно допущено было издевательство над самыми чувствительными интересами его нерадением одних, игнорированием этих интересов со стороны других, извращением в печати действительной народной нужды путем смешения ее со специальными нуждами учительской корпорации со стороны третьих…

В речи, произнесенной Пироговым в бытность его попечителем Одесского учебного округа на торжественном акте Ришельевского лицея по поводу перенесения лицея в новое здание, идеал общечеловеческого образования был выражен в более сильных словах: «Пусть,— говорил Пирогов,— сочувствующий нашему новоселью родитель, отдавая сына или дочь на попечение Одесского учебного округа, скажет перед судом общественной совести: «Я всем жертвую для воспитания моего дитяти и ничего другого не требую от воспитателей, как того, чтобы они наставили дитя мое быть человеком».

Пусть каждый из питомцев начнет свое образование, следуя словам отца: «Не ищи ничего другого, как быть человеком в настоящем значении этого слова». Пусть каждый наставник, проникнутый высокой целью своего земного назначения, скажет с самоотвержением: «Я не ищу ничего другого, как сделать людьми вверенных мне питомцев».

Пирогова неоднократно упрекали за идеал общечеловеческого образования. Ему ставили на вид то, что такого образования нет и быть не может, ибо нет общечеловека.

Эти упреки нам кажутся лишенными всякого смысла. Идеал по самому своему существу и смыслу свободен от всяких ограничений: он всегда общечеловечен.

Похожие записи

  • 10.06.2015 Государственные доходы На Западе и преимущественно в Америке общества находятся при других условиях жизни, чем у нас; потом, они там подготовлены к тому, чтобы вести школьное дело самостоятельно; далее, там […]
  • 13.06.2015 Учебная статистика Учебной статистики, в строгом виде, у нас нет, или, по крайней мере, мы не могли определить точной цифры в крае всех сельских и приходских школ, уездных и народных училищ; но бюджет […]
  • 22.06.2015 Училищный совет В первый период своей деятельности Северо-Осетинский училищный совет существовал, как уже сказано выше, при весьма неблагоприятных условиях. Положение Совета несколько улучшилось, когда он […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия