Учительская школа
Как относилось само начальство тогдашнее к мастерским при школах, можно судить хотя бы по словам Захарова, бывшего директора Александровской учительской школы, в 1870 году ревизовавшего школы Северной Осетии. Он, между прочим, говорит: «Блестящий опыт гизельского учителя Базилевича, вероятно, еще больше убедит Общество в необходимости посредством своих школ вводить ремесла в среду туземцев… По заявлению Стрелецкого, мальчики в свободное время не выходят из мастерской, а туземцы, получая работы своих детей, чрезвычайно сочувственно относятся к школе, и многие родители ждут с нетерпением времени, когда отстраивающаяся школа примет еще десятки мальчиков, дожидающихся открытия вакансий». «Я,— говорит дальше Захаров,— совершенно соглашаюсь с немецкими педагогами, что ученики в школе не сделаются настоящими ремесленниками, но с радостью. приветствую каждую вновь открытую мастерскую, ибо мне известно, что инородцы в настоящее время требуют от учения в школе реального также и в виде ящиков, столиков и стульев. Введение обучения ремеслам хотя немного Отклонит стремление всех в чиновники. Кроме того, занятия ремеслами, особенно под руководством учителя-специалиста, будет иметь значение в воспитательном и умственном отношении, развивая технические способности, сообщая полезные умения и заставляя детей осмысленно относиться к окружающим предметам»…
Придавая наряду с ремеслами воспитательное значение садоводству и огородничеству, далее заявляет Захаров: «Стоя за садоводство и ремесла в учительских семинариях, я далек от мысли, что учительские семинарии приготовляют отличных мастеров и садоводов, которые будут в состоянии своим личным трудом наполнить страну ремесленными училищами и развести всюду сады,— я опытом убедился только в пользе ремесел и садоводства в воспитательном отношении… Только посредством самого разнообразного труда, умственного и физического, возможно перевоспитать молодых людей… С преобразованием учительской школы в учительский институт необходимо будет воспитанников, предназначаемых учителями в места удобные для разведения садоводства и огородничества, по окончании курса прикомандировать к земледельческой школе в Лочино для практических занятий в садоводстве и огородничестве»…