Учителя и священники
Немаловажным явился бы при осуществлении предложения г. Кодзаева и вопрос о судьбе уволенных горских учителей, из коих многие уже зарекомендовали себя как ревностные сеятели добрых семян на ниве народной и заслужили любовь своего народа.
Учителя и священники не могут не сознавать, что они служат одному делу, великому делу поднятия культуры среди своих сородичей, и они всегда поддержат друг друга и не только не согласятся служить на местах своих уволенных товарищей, но, вне всякого сомнения, заставят принять обратно всех, уже уволенных без суда и следствия товарищей.
Неустойчивое положение, в котором очутились благодаря — Кодзаеву деятели народного образования в Осетии, мешает всякому из них спокойно отдаться своей работе.
Нельзя работать с пользой в таких условиях, и нужно немед — нно же устранить эти препятствия к правильному развитию °6разования в Осетии.
Пронесся слух о том, что Ардонская семинария переводится во Владикавказ, с преобразованием ее в нормальную духовную семинарию и с назначением в ней ректором известного в истории «русскохристианского» просвещения в Грузии протоиерея Восторгова.
Как отнеслись осетины к этому слуху? Большая часть осетинского народа совершенно равнодушно, а интеллигенция — даже с радостью. Дело в том, что Ардонская семинария с ее оригинальным монашеским направлением не заслужила уважения среди осетинского народа, что видно даже из того пункта в петиции осетин, где есть требование преобразования означенной семинарии в светское учебное заведние. Духовные школы вообще не могут привиться к осетинам, ибо народ осетинский не религиозен, он совершенно индифферентен к религиозным вопросам. Для борьбы с этим религиозным индифферентизмом и для насаждения «византийско-русского» христианства и была построена Ардонская миссионерская семинария. Эта семинария по своей программе и по своему направлению так жег как и осетинский женский приют,- единственное и исключительное во всей России учебное заведение. Помимо скудости общего образования, которое дает Ардонская семинария, здесь противнее всего духу питомцев — осетин ее монастырский уклад жизни.