Великий педагог
Из такого взгляда на родной язык и на его значение для народа не трудно понять то образовательное и воспитательное значение, какое он имеет и для развивающегося ребенка. Ведь раз язык неотделим от идей, от мыслеспособности данного народа, раз язык есть самая жизнь народа, то, усваивая родное слово, ребенок воспринимает и все здоровые психические элементы родного племени.
Таков источник, из которого ребенок почерпает все нужное для его образования и воспитания. Этот источник — родной язык — есть и самый первый, и самый великий педагог.
Необходимо теперь же определить точнее образовательное и воспитательное значение родного языка.
Разумея под словом «образование» запас знаний, мы необходимо придем к выводу, что вместе с изучением родного языка ребенок приобретает такое множество познаний, что получает возможность смело вступить в жизнь, ибо, усваивая родной язык, он одновременно усваивает и плоды мысли и чувства предшествовавших поколений. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого ощ живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает и такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» .
Все эти познания дают возможность ребенку сразу же разбираться в жизни, и их одних во всяком случае достаточно для того, чтобы он незаметно для себя стал на одном уровне с окружающими людьми.
Но язык развивает не только ум, он в то же время развивает и чувство, и волю, «развивает вообще дух», или, иными словами, имеет воспитательное значение. Ведь ребенок почерпает из родного слова не одни знания о жизни и обо всем окружающем; нет, он «пьет духовную жизнь и силу из родной груди родного слова»; берет вместе с родным языком «частицу той творческой силы, которая дала народу возможность создать язык» ; Сделать это при изучении чужого языка почти невозможно.