Внешкольное образование
В настоящее время вопросы внешкольного образования постепенно и понемногу завоевывают себе все больше и больше места среди текущих интересов; внешкольное образование становится предметом возрастающей заботы все большего количества лиц и учреждений. Начиная от высшего правительства и кончая кооперативным, црофессиональными союзами, учителями и учительницами где-нибудь в забытой Богом и людьми деревне,— все думают о внешкольном образовании. Такой интерес наблюдается и у нас. Общество попечения о народном образовании, кстати сказать, единственное культурно-просветительное учреждение в 100-тысячном городе, начинает шевелиться: к нему притекают новые силы, новые задачи ставит оно себе. Кооперативы ассигнуют суммы на культурно-просветительную деятельность, разные общества и лица говорят о народном образовании, учителя и учительницы призваны к этой же работе. В то же время замечается необыкновенный прилив жаждущих знания и просвещения… Но с грустью приходится отмечать то, что бросается в глаза при первом же взгляде на культурно-просветительные начинания и деятельность,— полную разъединенность, разобщенность и бессистемность, почти случайность.
Вот общество попечения о народном образовании. Работают разные комиссии, работают отдельные лица, работает правление, но не видно объединяющей идеи, не видно системы.
Вот местные кооперативы. Есть желание, есть порывы, вопросы народного просвещения стоят у порога и стучатся, и в кооперативах читаются доклады, организуются «Неторговые отделы», инструкторские коллегии и «секретариаты» уже составляют планы деятельности. Но и здесь та же разобщенность, та же бессистемность.