Внутренняя Россия

Внутренняя РоссияОбязательное обучение для внутренней России, для самих центров нашей культуры теперь только становится вопросом; еще недавно за и против него выступали русские деятели просвещения, и доселе наше правительство не может решиться применить обязательное обучение к народу, чисто русскому народу, более понимающему и язык обучения, и потребность учения, и его «сладкие» плоды; а то вдруг — обязательное обучение в Осетии, в Абхазии!.. Нельзя не отдать должной справедливости пониманию представителей Общества, которые отклоняют эту меру, рекомендуемую инспекцией.

Об обязательном обучении между нашими инородцами еще долго нельзя будет думать. Это не требует никаких разъяснений для того, кто знаком с нашими кавказскими инородцами. Напротив, знакомый с ними скажет, что введение обязательного обучения между ними встретит нравственные и материальные препятствия, и те и другие неодолимые; именно: инородцам нашим оно покажется крутою мерою… Наши инородцы в большинстве бедны; дети в школьном периоде уже составляют у них рабочую силу; и большею частию бывают нужны родителям в доме, некоторым же даже необходимы; возможно ли обязывать таких родителей отдавать своих детей, непременно в школу? Нет, часто хороший работник, хороший хозяин, неграмотный, неучив — шийся, поддерживает существование всего семейства, кормит, одевает детей; без него рушится дом. Продержать на учении мальчика 5 — 6 лет с тем, чтобы он после возвратился в семью, ведь не особенно удобно; 5 — 6 лет он был в доме потребителем; возвратился в дом — не умеет взяться за соху, за топор,— опять потребитель… Будет ли таким школьником доволен отец, хотя бы он знал «все арифметики», прошел вглубь и вширь подробные программы школ? Нет, не будет доволен: доселе он не принес пользы дому, напрасно ел хлеб и теперь не умеет работать или не хочет; вопрос идет о насущном хлебе, об исполнении обязанностей членов семьи, сыновних. Другое дело — дети родителей состоятельных, у которых работники в доме. Такие сами будут умолять принять их детей в школу; потом, когда дети выйдут из школы, опять будут умолять принять их для дальнейшего обучения в средние училища; иначе начнутрезониться: дети ни нам не годны, ни себе, не обучены. Мы это говорим на основании собственного наблюдения.

Похожие записи

  • 19.03.2015 Бывший псаломщик Вот почему зачастую в Сибири крестьянскими обществами предпочитаются так. называемые временные школы официальным и церковноприходским. В этих школах учителя, применяясь ко вкусам и […]
  • 10.06.2015 Степень успешности Так сообщает инспекция 1872 года, которая большинству школ Осетии аттестацию дает отличную. В отчете за 1873 год инспекция приводит нечто такое, что может, в частности, определить степень […]
  • 24.04.2015 Двухклассные школы По всему <по этому>, нам кажется, не следует заниматься «починкой» давно признанных недостаточными одноклассных школ... Есть другие школы, которые завоевали уже симпатии всех друзей […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия