Жизненный интерес

Жизненный интересРазница между нами с Гардановым только в том, на основании каких соображений и данных каждый из нас пришел к признанию осетинской церковной школы «лишенной жизненного интереса». Г. Гарданов вину уклонения школы от требований народной жизни видит и находит в одних только учителях и священниках-заведующих, «рожденных не для этих грязных и суровых осетинских детей», а потому «смотрящих в даль непонятную».

Я же говорю, что заведующие-священники и учителя совсем почти ни при чем в превращении осетинской школы «в мертвую букву». Я думаю, что причина метаморфозы скрывается несколько глубже, чем это кажется г. Гарданову. Я убежден, что осетинские школы потеряли свой сколько-нибудь жизненный характер с тех пор, как они перешли из ведомства кавказского учебного округа в распоряжение Св. Синода. Постепенная дегенерация их началась тогда, когда жизнь их была свернута с прежнего более нормального пути и потекла по руслу, вырытому для русской церковной школы бывшим обер-прокурором Св. Синода Победоносцевым. Собственные слова Гарданова служат лучшим доказательством сейчас мною сказанного. Раньше, лет 20 — 24 тому назад, в задачи школы, помимо «миссионерских целей», входили и занятия детей по «знакомству детей-школьников с приемами ведения рационального сельского хозяйства»,— теперь эти занятия брошены «как предметы малоцерковные».

Скажу еще по возможности несколько слов вкратце по существу некоторых пунктов статьи г. Гарданова. В интересах поддержания связей осетинской церковной школы со средним и высшим образованием, г. Гарданов придает второклассным школам немаловажное значение. Однако, познакомившись поближе с правами этих школ, приходится констатировать тот факт, что питомцы второклассных школ, как специальных учебных заведений, не могут поступать ни в нормальные духовные семинарии, ни тем паче в академии и университеты, для поступления в, которые требуется иметь аттестат зрелости. Если ардонская семинария и преобразуется в нормальную, то все ж детям осетин доступ в нее не окончательно прекращен. Насколько мне помнится, есть постановление съезда духовенства о принятии учеников из осетинских двухклассных школ в III класс владикавказского духовного училища по экзамену из общеобразовательных предметов; по языкам же поступающие в духовное училище обязаны сдавать установленный курс на выпускных экзаменах; значит, дается времени целых два года на то, чтобы осетинские дети за это время изучили языки.

Похожие записи

  • 10.06.2015 Степень успешности Так сообщает инспекция 1872 года, которая большинству школ Осетии аттестацию дает отличную. В отчете за 1873 год инспекция приводит нечто такое, что может, в частности, определить степень […]
  • 13.07.2015 Наибольшее внимание Наоборот, такие предметы, на изучение которых надлежало бы обратить наибольшее внимание, здесь либо совершенно игнорируются, либо только терпятся. И затем вообще по своим основам и духу […]
  • 05.07.2015 Казенные учебные заведения Ввиду особенной важности рассматриваемого предмета, не можем не указать на одно, очень простое средство умножения казенных учебных заведений в нашем крае. Кавказская учебная служба доселе […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия