Знатоки сибирской жизни

Знатоки сибирской жизниЗнатоками сибирской жизни, среди которых есть и официальные лица, стоящие близко к просвещению в Сибири, констатирован печальный факт, что сибирский крестьянин отличается именно нелюбознательностью и скептическим отношением к просвещению, признавая пользу его в степени практического приложения грамоты к своим несложным торговым и хозяйственным операциям в виде написания разных счетов и мелких маклаческих расписок, условий и обязательств с инородцами края, с которыми с течением времени незаметно для себя не только осложнились и сближались торговые сношения его, но связывались родственные узы с большинством инородческого населения. Это не было торжество умственного to нравственного превосходства сибирского крестьянина над дикими инородцами края, к которым относились с пренебрежением, а являлись тревожные симптомы окончательного преобладания инородческой расы над русской. Симптомы такого преобладания обязательно выразились в отатаривании, обостячении, объякучивании, обурячивании и т. д., в искажении и даже забывчивости своего родного русского языка, в восприятии инородческих обычаев, даже в восприятии инородческого миросозерцания. Но если это явление так поражает нас среди невежественной толпы, то не менее того странно видеть повторение его в наше время и среди более культурной половины нашего общества, которое в общении с инородцем края желает подделываться к его языку и манерам объясняться, а воспринимание многих его привычек и особенностей оправдывает необходимыми требованиями особых непреодолимых местных условий. Все эти обстоятельства иллюстрируют ярко недостаток самобытности или, вернее, бессилие сибирского населения в проявлении своих индивидуальных особенностей и отсутствие жажды к просвещению. Поэтому в Сибири народное образование до конца 18 века и до начала 19 в., до управления краем Сперанским, не имело никакого движения, и только с этого времени дан был ему некоторый толчок, да и то шло оно спотыкаясь, несмотря даже на замечательную энергию самого Сперанского, ставшего во главе этого движения,— но с оставлением им своего поста сельские школы, открытые при нем, быстро закрываются. Не служит ли это обстоятельство опять доказательством того, что сибирское население не понимало даже и тогда пользу школ и если их держало, то благодаря воздействию такого человека, как Сперанский? И это затишье или даже регрессивное движение школьного дела длилось до 50 года и до появления Сперанского не встретило в обществе активного участия.

Похожие записи

  • 26.05.2015 Русская школа «Русская школа» —.это еще до сих пор напоминает многим государственно-бюрократический гнет, игнорирование народных нужд, грубую русификацию окраин и т. п. «блага» самодержавия. […]
  • 04.06.2015 Педагогические газеты По примеру Западной Европы и Америки и у нас начинают появляться. педагогические газеты. О пользе этих газет говорить даже не следует «из одного уважения к читателю», как выражается […]
  • 22.05.2015 Городовое самоуправление Такое обстоятельство изменяет обязанности городового самоуправления или ставит их в несколько иные условия по отношению к учебным нуждам, чем в каких находятся городовое управление чисто […]
Галерея
7065 10239 10694 12014 13571 16912

Региональные сайты продвигаются статьями.

Республика Северная Осетия сайт Википедия